adaptaciafan.ru Неофициальный сайт группы Адаптация

Готовы ли вы к рок-н-роллу? Из истории русского рока

Автор: Владимир Марочкин. Русский рок №3-4 1993 г. Из архива раритетных статей о русском роке.

Солженицына больше не читают, Сахарова больше не почитают — таковы две основные тенденции, которыми ознаменовался минувший год Обезьяны. Третья тенденция — то, что рок нежданно-негаданно стал главнейшим из искусств, поскольку он вышел из кризиса и снова взметнулся ввысь. Другие же искусства — кино, театр, живопись, литература, балет — наоборот, в этот же кризис, «углубленный» победами «демократии», только что вверглись. Надо сказать, что это — тот же самый кризис, в котором наш рок недавно побывал, созданный именно демократическими преобразованиями, ведь демократия требует массового искусства, аристократическое ей на фиг не нужно. И раздача разных английских и американских (хоть таиландских!) премий — всего лишь попытка подсластить горькую пилюлю.

И только рок… Но это не тот рок, что у нас был до кризиса, в 70-х и в 80-х. Тот рок умер, он не пережил кризис, нет. Царствие ему небесное! Правда, по темноте своей душевной мы долго об этом не догадывались, но вечно же это продолжаться не могло, и глаза наши в конце концов раскрылись (Или уши? И уши тоже.) Ведь сбылась главная мечта рокеров всех времен: рок-музыка получила на нашей земле сакральное, магическое значение! Это должно было когда-то случиться, ведь слово на Руси всегда имело сакральное значение, и случилось. Начали во множестве сбываться пророчества, заложенные некогда в песни. Главное из них — воскрешение «Воскресенья». На группу в середине 80-х обрушились страшные несчастья, группу буквально растерзали и уничтожили, надежды не было никакой, но:

«Если надежду сгложут сомненья.
Снова закроет собою весь мир неизвестность одна,
Все ж неизбежно мое Воскресенье,
Тянется сердце к новой мечте,
Словно солнце сверкает она…»

Так и случилось: и пластинка вышла, и концерт в «Горбушке» «золотого» состава группы состоялся… И весь год прошел под знаменем этой — не побоюсь сказать — Величайшей группы.

В принципе, и раньше нашему року не было чуждо магическое, но только воспринималось оно иначе, ибо все, что происходило, например, с группой «Биоконструктор», было похоже буквально на анекдот. Группа исполняла песни про технические аппараты, и, естественно, на концертах все усилители и колонки воспринимали ее песни в свой адрес и в волнении сгорали «на раз». Концерт, как правило, прекращался уже на второй-третьей песне. Я помню лишь один случай, когда «Биоконструктор» доиграл свою программу до конца. Случилось это на одном из фестивалей рок-лаборатории, да и там на последней песне развалился портал, и «хозяйка» лаборатории Ольга Опрятная и ее администратор Александр Агеев на своих плечах держали падающие кубы портала, как Атлант и Кариатида.

Но вот альбом «Ва-Банка» «На кухне» — это уже не шутки: три песни сбылись из этой записи (Скляр утверждает, что сбылись еще две неопубликованные). Песня «Егор-бомбометатель» была написана еще в 1989 году, но вот уже три Егора — Лигачев, Яковлев, Гайдар — сели на нашу шею. А сама песня-то была и не про них вовсе, а про гитариста «Ва-Банка» Егора Никонова.

«Черное знамя» было написано Скляром тоже давно и в качестве посвящения Валере Скородеду из «Монгол Шуудан» — некая пародия застольная на «Шуудановские» песни. И вдруг оказывается, что она про нашу сегодняшнюю жизнь, про развал, про разгром. Кто-то скажет, что про это написать было просто. Да нет, до 1992 года никто о таком повороте событий еще и не думал, а до августа 1991 года даже оптимизм в народе ка-кой-то присутствовал.

А вот и частный случай: «Пьяная песня», посвященная парню из тусовки по прозвищу Круглый. Он умер прошлым летом и его смерть описана в этой песне, появившейся примерно за год до его гибели…

Теперь осталось, чтобы сбылась еще одна «Ва-банковская» песня — «Друг». В ней есть такие слова:

«Он жить хотел, как человек — не получилось.
Он, жил, как нищий, под дождем.
Ему кричали: «Подождем…» — А сердце билось…» (Разве не про нашу сегодняшнюю жизнь это?) И дальше
«Ах, мой милый друг, будем танцевать
Нам с тобою нечего терять.
Пусть придет конвой, Я готов с тобой
Лечь за пулемет и до последнего стрелять…»
«И эта песня сбудется», — мрачно сказал Скляр.

Но история «Ва-Банка» — это также не предел. Группа «Ятха» (Альберт Кувезин и Иван Соколовский) и вовсе исполняет магические тексты. В принципе, Кувезин поет и о природе, и о любви народа к своему вождю, но в своей родной Туве он почитается как шаман, так как прошел курс обучения этому искусству и может позволить себе исполнять на концертах настоящие шаманские песни. То, что это не «телега», доказывает следующий факт. Однажды Кувезин выступал на каком-то фестивале совместно с английской группой «The Shamen» и те, протащившись от мощного кувезинского баса, записали его голос, затем сэмплировали и вставили в какую-то свою очередную танцевальную композицию. Но так как на любой части тела, в том числе и на голосе, у шамана лежит заклятье, с «The Shamen» немедленно стали происходить всевозможные несчастья, завершившиеся гибелью вокалиста группы в автокатастрофе. Коротко говоря, шаманское заклятие действует лучше и надежнее, нежели любое авторское право. Зритель, пришедший на концерт «Ятхи», становится волей-неволей участником шаманских действий и поэтому можно сказать, что «Ятха» воплотила в жизнь давнишнюю (со времен психоделик) мечту о роке как магической мистерии. Причем в экологически чистом варианте (без наркотиков).

Но и это не все. В контексте данных событий произошло еще несколько превращений. Первое. Столица рок-музыки окончательно переместилась из Питера в Москву. Питер все-таки не русский город и мало подходит для развития новой музыки. Да и стоит-то он на костях. Я абсолютно уверен, что смерти наших известных музыкантов — Цоя, Майка, Башлачева, Талькова, Куссуля, — случились из-за проявления темного питерского начала, антихристова начала. Недаром, кстати, и революция 1917 года там свершилась. (В Москве-то революционеров 1905 года мужики топорами расшугали). К тому же Питер еще и большой путаник. Всегда в музыкантских кругах считалось престижным жить и творить в городе на Мойке, но вот, например, переехал Бутусов в край мечты и запел песни, зарубленные как брак в процессе работы над «Разлукой». А почему? Да Питер попутал. Нет, Москва и теплее, и душевнее. Когда надо, охранит. Когда надо, поддержит. Вот и спешат теперь все в столицу за теплом и за лаской, да и публика столичная крута, успех у нее означает Успех.

Второе. Народ на драйве начал засыпать и просыпается он только на мелодической музыке. Ну, это понятно: менталитет рока изменился с чужеродного на национальный, а русская музыка (и рок в том числе) основана на мелодике. Да и публика отлично понимает, что для того, чтобы играть драйв или авангард, достаточно одного лишь уменья, а чтобы придумать мелодию, еще и талант надобен. (О попсятине мы не говорим, так как в ней в большинстве случаев присутствует псевдомелодика, для достижения которой достаточно набрать код на синтезаторе).

И третье. Несмотря на неоднократные и грозные призывы Артема Троицкого к рокерам уйти в подвал, контркультура практически прекратила свое существование. Те жалкие обрывки, что культивирует Российское ТВ, непрофессиональны, архаичны и скучны. (И пошлы, если вспомнить любимую группу Троицкого «Сектор Газа».) О причинах смерти контркультуры уже говорено не раз: рок стал национальным достоянием и перестал быть «контрой».

А Солженицина с Сахаровым в нашем рок-сообществе никогда особо и не уважали.

Comments are closed.

Интересное в сети

Случайные фотографии

Миасс, фестиваль «Уральский рубеж 2010» Миасс, фестиваль «Уральский рубеж 2010» Миасс, фестиваль «Уральский рубеж 2010» Миасс, фестиваль «Уральский рубеж 2010» Москва, клуб «Билингва» Актюбинск, паб "Старая мельница" Москва, клуб Икра Урал-Сибирский тур Урал-Сибирский тур Урал-Сибирский тур Тур: сентябрь 2008 Тур: март 2008 Тур: март 2008 Тур: март 2008 Тур: октябрь 2008 Тур по Испании и Франции 2007 28.02.2009 - Актюбинск, клуб Chicago 30. Фестиваль Индикатор 30.04.2009 - Москва, клуб "22"
Вся фотогалерея

Warning: include(/home/httpd/vhosts/adaptaciafan.ru/httpdocs/wp-includes/css/logo.jpg): failed to open stream: No such file or directory in /home/httpd/vhosts/adaptaciafan.ru/httpdocs/wp-content/themes/adaptacia/footer.php on line 57

Warning: include(): Failed opening '/home/httpd/vhosts/adaptaciafan.ru/httpdocs/wp-includes/css/logo.jpg' for inclusion (include_path='.:/usr/share/pear:/usr/share/php') in /home/httpd/vhosts/adaptaciafan.ru/httpdocs/wp-content/themes/adaptacia/footer.php on line 57