Журнал «Рок в СССР» 1990 г. Из архива раритетных статей о русском роке.
Выступление западногерманской группы «БАП» совместно с «Бригадой С» в Волгограде после Дня победы стало первым концертом группы из ФРГ в этом городе. Мы встретились с Вольфгангом Нидекеном за кулисами Дворца спорта в Лужниках. Композитор, поэт, художник («немецкий Гребенщиков», как назвал его Игорь Сукачев) охотно дал нам интервью.
— В серии концертов, проходящих в СССР и ФРГ, предгруппой выбрана «Бригада С». Почему именно эту группу вы выбрали из предложенных?
— Это не совсем так. У нас не было выбора. Было предложение, которое мы приняли.
— Мог бы ты охарактеризовать ее?
— Мне кажется, что «Бригада С» Сукачева обладает элементами индивидуальности, которую мы не замечали в других предложенных По-моему, их музыка искренняя, а для меня это самое главное…
— Знаком ли вы другими советскими исполнителями рока?
— Я очень плохо их знаю. Только видео дает мне весьма скудную информацию, по которой очень трудно составить объективное впечатление.
— Тем не менее, можешь ли ты выделить хотя бы одну группу из тех, кого слышал?
— Нет, это не представляет особого интереса
— Как бы ты охарактеризовал современную рок-сцену в ФРГ?
— У нас много высокопрофессиональных исполнителей и авторов своей оригинальной музыки. При этом, учитывая высокую стоимость билетов, слушатели целенаправленно посещают концерты. Каждая группа или исполнитель в ФРГ имеет постоянную аудиторию. Ни один поклонник не идет просто на то, что ему предлагают, отбор весьма тщательный.
— Ведь каждый хочет слушать того музыканта, творчество которого близко лично ему. Аналогичные проблемы, кажется, стоят сейчас перед западногерманских и советской рок-сценами, поскольку их наводнили полукоммерческие и с музыкалькой точки зрения неинтересные исполнители. Что ты думаешь об этом думаешь?
— Повторюсь: я плохо знаю советскую рок-сцену. Но тот минимальный материал, с которым я знаком, даст мне основания согласиться с вами. Есть, однако, существенные отличия. Профессиональный уровень западногерманских коммерческих группа значительно выше. Вы, наверное, согласитесь, что критерии оценки у нас в Западной Германии и у вас не могут быть одинаковыми. Не надо забывать, что ваши музыканты находится только в самом начале пути. Я думаю, пройдет время, и все изменится.
— Вашей группе исполнилось десять лет. Завидное музыкальное долголетие. В чем ваши творческие корни?
— Наши корни в 60-х годах. В течение всего времени нашего существования мы старались поддерживать традиции того времени и ставили перед собой задачу не утратить музыкальные основы копна 60-х.
— Говоря о музыке 60-х, которую конкретно ты мог бы принести в качестве примера?
— Конечно, Боба Дилана и «Бэнд», Джо Кокера, «Грэйтфул дед», «Роллинг стоунз».
— Можно ли сказать, что «БАП» специально старались противостоять новомодным музыкальным тенденциям?
— Да. Конечно. Для нас самое главное — сохранение в музыке теплоты и человеческого начала. На концерте вы видели, что мы не используем ультрасовременные достижения компьютерной техники. Это делается специально.
— Есть ли, на твой взгляд, другие группы, которые придерживаются в творчестве тех же принципов?
— На мой взгляд, лучшая здесь это «Ю-2» которая не пользуется сглаженным современным звучанием. Наиболее характерный пример — такие классические песни в их исполнении, как «All Along The Watchtower, «Hetler Skeller» и т.д.
— Отказываетесь ли вы и от технических новинок?
— Нет, мы иногда используем их, если это требуется.
— Боно из «Ю-2» любит говорить о так называемом «некоммерческом звучании».
— Да и мы придерживаемся идеи исполнения негладкой музыки.
— Тексты многих твоих песен носят ярко-выраженный политический характер. Что для тебя важнее в песне — музыка или ее текст?
— Отвечу вопросом: что важнее в томатном супе — вода или помидоры. Для меня не существует музыки с бездумным текстом.
— Эдгар Фрезе из группы «Тэнджерин дрим» в свое время говорил о том, что та революция, о которой часто твердят левые западноевропейские радикалы, представляется ему «переливанием кофе из одной чашки в другую». Твое мнение об этом?
— Эдгар Фрезе был неправ, говоря о «чашке кофе», и слова эти — типичное высказывание сына буржуа. Я не был участником революций, правда, мне довелось наблюдать со стороны революционные перемены в таких странах, как Никарагуа и Мозамбик, и те события, свидетелем которых я был, мне глубоко импонируют.
— Последний вопрос. Каковы планы «БАП» после концертов в Москве и Волгограде, будет ли выпущен в этом году новый альбом?
— После окончания турне в СССР мы совместно с «Бригадой С» дадим серию концертов в Западной Германии, а потом примем участие еще в одном фестивале вместе с Джо Кокером и Сюзан Вига.