Термин «построк» далеко не нов и развивается уже с начала 90-х, а энциклопедии определяют его как музыку, где «где свойственные року инструменты применяются в не-роковых целях, гитары используются для создания тембров и текстур, а не риффов и аккордов».
Можно долго спорить, насколько это «ноу-хау» характерно именно для 90-х, ведь в 70-х была и психоделия, и краут-рок, и экспериментальная электроника… Да и в творчестве некоторых современных прог-роковых команд можно усмотреть проникновение построковых приемов. В нынешней прогрессивной музыке давно уже смешались все стили, любители «славных семидесятых» вполне могут восхищаться командами, которые (вот ведь гнусное слово) актуальны сейчас, и наоборот. А мы начинаем постоянные публикации о построке рассказом об одной из самых видных сегодня команд — 65daysofstatic (именно так, в одно слово), недавно собравших аншлаг в московском клубе «Б2″…
Идеальный симбиоз
Построк всегда был дружен с электронной музыкой: вспомнить хотя бы творчество первопроходцев жанра вроде Talk Talk или Stereolab, пришедших к этому стилю как раз из электроники. Однако для большинства их последователей синтезаторы играли, скорее, вспомогательную роль, лишь оттеняя звучание гитар (или, в некоторых случаях, струнных смычковых инструментов). Это положение изменили британцы 65daysofstatic: в их музыке рок и электроника пришли к практически идеальному симбиозу. Начав с фантазий на тему «если бы God Is An Astronaut записали совместный альбом с Апексом Твином», группа в итоге превратилась в настоящих монстров электронного рока, ярко выделяющихся на фоне всего остального построкового мейнстрима. За десять лет существования 65dos стали по-настоящему культовой группой с немалой армией преданных поклонников. Правда, подстраиваться под вкусы фанатов, как это делают многие другие успешные музыканты, они совершенно не собираются: экспериментаторский дух никогда не покидал их музыку, и она продолжает удивлять от релиза к релизу. Они могут отложить гитары в сторону и превратить свой концерт в танцевальную вечеринку, могут делать ремиксы на Джастина Тимберлейка и Аврил Лавин, а могут и записать тихий эмбиентный альбом. И все это сходит им с рук. 65dos не впервой шокировать своих поклонников, но их талант столь велик, что публике просто приходится привыкать к их очередным новшествам, так как взять и отмахнуться от этой группы довольно сложно.
К настоящему моменту на счету у 65daysofstatic четыре студийных альбома, один саундтрек, один концертник и одна компиляция. Но это — лишь одна сторона творчества группы. Помимо этих релизов, музыканты также записали впечатляющее количество синглов и ЕР, содержащих материал, который разительно отличается от композиций, принесших команде популярность. Благодаря 65daysofstatic мы вспоминаем о, казалось бы, окончательно ушедшей в прошлое эпохе, когда нельзя было составить полноценное впечатление о творчестве выдающейся команды, не будучи знакомым с его оборотной стороной — би-сайдами. По нынешним меркам группа демонстрирует невероятную продуктивность, выпуская один релиз за другим, но количество ничуть не идет в ущерб качеству. Словом, исследование дискографии 65dos — чрезвычайно увлекательное занятие.
«The Fall Of Math» — начало
Итак, группа 65daysofstatic была образована в 2001 году в Шеффилде. Ее костяк составили гитаристы Джо Шреусбери и Пол Волински, а к моменту выхода дебютного альбома сформировался состав, неизменный и поныне, с участием басиста Саймона Райта и барабанщика Роба Джонса. Название команда выбрала в лучших построковых традициях — длинное и загадочное; история его происхождения до сих пор весьма туманна. Поначалу музыканты забавлялись созданием ремиксов на различные поп-хиты, а в 2003 году вышел в свет их первый релиз: ЕР «Stumble.Stop.Repeat». По стилю этот диск принадлежит скорее к ЮМ, чем к построку: глитчевые ударные, выбивающие сложнейшие ломаные ритмы, навевают ассоциации с классиками интеллектуальной электроники из 90-х, такими как Апекс Твин или Autechre. Помимо электроники, на этом релизе слышны и характерные гитарные «стены» и перепады «тихо-громко» (хотя «громко» все же преобладает), типичные для набиравшей популярность второй волны построка (God Is An Astronaut, Explosions In The Sky и т.д.).
Ну а подоспевший через год дебютный полноформатный альбом «The Fall Of Math» имеет уже ярко выраженные построковые черты, хотя и электроники, ломаных битов и шумовых эффектов на нем тоже предостаточно. Скажем, интро «Another Code Against The Gone» содержит отсылки ко все тому же ЮМ, и к глитчу, и даже к хип-хопу. Из-за любви музыкантов к кривым размерам многие стали причислять 65dos к исполнителям мат-рока. Но, хотя группа действительно использует некоторые элементы этого стиля, на самом деле утверждение не совсем верно: необычные ритмы коллектив заимствует скорее из экспериментальной электронной музыки, чем из «математики». Кроме того, 65dos стали одной из первых построковых групп, на концертах которых публика устраивает самый настоящий мош, что для этого жанра до сих пор является чем-то из ряда вон выходящим (попробуйте представить себе слэм на выступлении Sigur Ros). Энергетика музыки 65dos такова, что спокойно стоять на их концертах довольно трудно.
Первый альбом принес музыкантам их первый большой хит: «Retreat! Retreat!» Эта вещь, вышедшая на сингле, представляла собой легковесный и позитивный построковый трек с вкраплениями электроники, звучащий вполне актуально и свежо для своего времени. (Позже этот стиль будет взят на вооружение группами вроде Maybeshewill и заполонит собой все окружающее пространство — впрочем, к тому моменту наши герои уже уйдут от него очень далеко). Однако музыканты оказались вовсе не так просты: би-сайдом к этому синглу стала композиция с простым и доходчивым названием «The Major Cities Of The World Are Being Destroyed One By One By The Monsters», представлявшая собой беспощадный эксперимент по скрещиванию построка с радикальной электроникой. Второй сингл, «Hole», по сути, оказался вовсе даже не синглом, а еще одним мини-альбомом. Его заглавная композиция — мейнстримовый построковый номер, а в остальных вещах музыканты снова пускаются во все тяжкие, продолжая свои эксперименты с электроникой: здесь и ЮМ, и эмбиент, и даже драм-н-бэйс. Также на миньоне есть ремикс на «Retreat! Retreat!», довольно радикально отличающийся от оригинала. В целом, дебют 65daysofstatic оказался весьма убедительным, но он пока еще только намекал на реальные возможности группы, а би-сайды давали понять, что этот потенциал может быть поистине огромным.
«One Time For All Time» — успех
Продолжения не пришлось ждать долго: менее чем через год после выхода дебютного альбома 65dos порадовали поклонников вторым полноформатником «One Time For All Time», который многие поклонники до сих пор считают сильнейшей работой группы. Слияние построка с электроникой стало еще более органичным, а звучание — разнообразным. И главное — музыканты выросли как композиторы; в плане мелодий «One Time For All Time» действительно превосходит все предыдущие и последующие релизы группы. Такие вещи, как «Drove Through Ghosts То Get Here» или «Await Rescue» оказались стопроцентными хитами. Однако прослушивание альбома не всегда оказывается комфортным: скажем, композиция «65 Doesn’t Understand You» представляет собой рок с жесточайшими изломанными ритмами. А вещь под названием «23Kid» вдохновила фанатов группы, которые отныне стали величать себя «65 Kids». Сингл на этот раз вышел только один, но ему было суждено оказаться главным хитом 65dos и непременным гвоздем программы их концертов. Это была «Radio Protector», полубалладная композиция с красивейшей фортепианной партией, постепенно переходящей в тревожный IDM — безусловное свидетельство мелодического таланта группы. Би-сайдом к этой вещи стала композиция «Asphalt & Trouble», в которой 65dos забрались на территорию не очень характерного для них шугейза (правда, не забыв смешать этот жанр со своей любимой электроникой и ломаными ритмами).
После столь успешной работы музыканты взяли паузу, продлившуюся полтора года. За это время успел выйти в свет японский сборник «Volume 1: Then We Take Japan», состоящий из би-сайдов и неизданных вещей. Как и следовало предполагать, эта компиляция открывает преимущественно электронную сторону творчества 65dos (как было сказано выше, би-сайды группы были, в основном, электронными). Но такие вещи, как «Massive Star At The End Of Its Burning Cycle» или «Everything We Talked About Yesterday» вполне органично вписались бы и в тот же «One Time For All Time», ничуть не уступая другим вещам с альбома. «TwentyFourTwelve» — меланхоличная баллада, не слишком характерная для драйвового стиля команды. В целом, этот сборник очень полезен для тех, кто хочет составить полное представление о творчестве 65dos.
- Стр. 1 из 2
- « Предыдущая
- 1
- 2
- Следующая »
- Стр: