Разрушители блюза
Итак, Киф Хартли стал участником прославленных Bluesbreakers. Как мы знаем, к тому моменту от Джона в очередной раз ушли все музыканты. Результатом их «исхода» стало появление на свет Fleetwood Mac. Оставшись без группы,
Мэйолл решил записать сольный альбом, параллельно подбирая новый состав. Во время этих сессий он записал все инструменты — гитару, бас, клавишные и гармонику, — самостоятельно. Вот только ударные были Мэйол-лу неподвластны, и требовался барабанщик. Эту ответственную роль и поручили Кифу Хартли. Тот блестяще справился, сыграв на большинстве (8 из 12) треков альбома «The Blues Alone».
Закончив запись сольного альбома в мае 1967 года, Джон собирает новый состав John Mayall’s Bluesbreakers: Мик Тэйлор — гитара (о нем мы писали в «InRock» №17/2005, в статье, посвященной Rolling Stones), Джон Макви — бас (будущий постоянный участник Fleetwood Mac, вернувшийся на время к Мэйоллу), наш герой Киф Хартли — ударные, и духовая секция — Крис Мерсер и Рип Кент. В этом составе в июле 1967 года «Блюзбрейкеры» записывают один из лучших своих альбомов «Crusade».
Тэйлор и Хартли задержались в группе надолго (по «мэйолловским» меркам, конечно), а вот на месте басиста никто не мог закрепиться. Джона Макви сменил Пол Уильяме, затем Кит Тилл-ман и, наконец, юный талант Энди Фрейзер. Несмотря на эту нестабильность, в 1968 году свет увидел экспериментальный концертный альбом «Diary Of A Band», разделенный на две части: «Vol.1» и «Vol.2».
Вскоре после его выхода перестал устраивать работодателя и Хартли. Что интересно, Киф ка-ким-то образом умудрился записать свой прощальный разговор с боссом, и, в частности, фразу Джона о том, что Киф — больше не участник группы. Именно эта речь открывает первый альбом Keef Hartley Band. А завершается он ответом Кифа, который точно также «увольняет» Мэйолла! Вот вам пример истинно британского юмора, мастером которого был Хартли.
Но мы забегаем вперед — на пути к собственной группе у Кифа Хартли была еще одна остановка. Он попытался создать совместный проект с Полом Роджерсом, Полом Коссоффом и Гэри Тэйном. Альянс этот оказался скоротечным, и скоро два Пола прославились в составе Free.
Довольно странным приключением было и участие Кифа в… Jethro Tull. По словам барабанщика, он подменял Клайва Банкера в течение двух недель, пока тот был на каникулах, сразу после записи «This Was». О «Талл» Хартли отзывался крайне скептически — не сошелся характером с Яном Андерсоном. А вот с Мэйоллом, несмотря на кажущийся конфликт, у Кифа не было и тени вражды.
«Работая с Мэйоллом, я постепенно учился у него, что такое группа и как ей руководить. И так же постепенно я понимал, что у меня есть свои собственные музыкальные идеи. Обсуждая их с Джоном и Майком Верноном, я понял, что они меня поддерживают», — вспоминал барабанщик. Суть идей была в «прогрессивизации» прямолинейного мэйолловского блюза, это было вполне созвучно времени и соответствовало ожиданиям лейблов. Иными словами, «бархатное увольнение» из группы Мэйолла было не расправой, а скорее нежным пинком, которым провожают из гнезда засидевшегося там птенца. И Киф полетел в неизвестность…
Вождь краснокожих
В первый состав Keef Hartley Band вошли, помимо самого Кифа (ударные) и выходца из Новой Зеландии Гэри Тэйна (бас), Спит Джеймс (гитара) и Питер «Дино» Дайне (клавишные). А вот с вокалистом дело на первых порах не заладилось — Оуэна Финнегана вскоре сменил Сэм Холланд, но работа над альбомом не клеилась ни с тем, ни с другим. И в полной мере датой рождения группы можно считать ноябрь 1968-го, когда в команде появился новый участник Миллер Андерсон (Miller Anderson). «Едва я услышал его голос, понял, что последняя деталь головоломки наконец-то встала на свое место!» — радовался Хартли. Пение Миллера нельзя назвать особо ярким, но у него не было «студийной паники», как у Финнегана, а главное, он был прекрасным гитаристом. Ведь для группы, ориентированной на долгие импровизации, важно, чтобы фронтмен в это время не слонялся бесцельно по сцене, не зная, куда себя деть, а джемовал наравне со всеми.
Миллер Андерсон родился 12 апреля 1945 года в городе Хьюстон, графство Ренфрушир, неподалеку от шотландской столицы Глазго. Первой группой с участием Миллера стал местный проект The Royal Crests, образованный в 1964 году. На пути к успеху Миллер прошел через огромное число групп: Karl Stuart And The Profiles, The Voice, The Scenery, Freddie Fingers Lee Band, Paper Blitz Tissue и At Last The 1958 Rock’n’Roll Show (сие более чем необычное название позднее сменили на Charlie Woolfe). В этих проектах можно было встретить некоторых будущих звезд, например, Яна Хантера и Билла Бруфор-да. Но это все, так сказать, предыстория. Серьезная же карьера Миллера началась только с приходом в группу Кифа Хартли. Троица Хартли-Тэйн-Андерсон вскоре стала творческим ядром группы. (На первых двух дисках в списке авторов Андерсон по контрактным соображениям был указан под псевдонимом Хьюитсон). К сожалению, остальные музыканты менялись довольно часто — подобная «болезнь», очевидно, передалась Кифу Хартли по наследству от Джона Мэйолла. Зато, как и в случае с Bluesbreakers, изменения состава часто шли только на пользу дела.
Keef Hartley Band принято считать джаз-роко-вой группой, но, думаю, это не совсем верно. Дело в том, что Киф и компания всегда исполняли блюз-рок, местами довольно жесткий, благодаря мощной работе ритм-секции и гитары, но при этом обогащенный интонациями джаза (с группой всегда работала духовая секция) и фол-ка (заслуга Миллера — мастера акустики). Получилось необычное звучание, которое ни с чем не перепутаешь. Тогда, в конце 60-х, еще не было термина «прогрессивный рок», но зато широко использовалось понятие «прогрессивный блюз». Вот оно-то, на мой взгляд, наилучшим образом и отражает суть творчества Keef Hartley Band.
Записанный всего за три дня дебютный альбом «Halfbreed» (1969) произвел сильное впечатление как на слушателей, так и на критиков. Не последнюю роль в этом сыграла духовая секция: Генри Лаутер, Гарри Беккетт, Линн Добсон и Крис Мерсер. Все они были опытными музыкантами, игравшими до этого с ключевыми фигурами английской блюзовой сцены: Алексисом Корнером (Лаутер, Беккетт), Джорджи Фэймом (Добсон) и Джоном Мэйоллом (Лаутер, Мерсер).
На обложке альбома Киф Хартли предстает в образе индейца. Эта оформительская линия будет продолжена и дальше — Киф изображает то покорителей, то коренных жителей Дикого Запада. Его товарищи по группе «вооружены» гитарами, саксофонами и другими музыкальными инструментами, в руках же Кифа можно наблюдать только неизменный карабин.
Вскоре из группы уходит гитарист Спит Джеймс, но сильной потери оставшиеся не ощутили и замену искать не стали. Миллер Андерсон был не только отличным певцом, но и уверенно чувствовал себя в роли лид-гитариста. Группа отправляется в Соединенные Штаты, где ей выдалась возможность выступить на легендарном фестивале в Вудстоке. К сожалению, выступление команды не попало ни в вышедший позднее документальный фильм, ни на концертный альбом, выпущенный по итогам фестиваля. Более того, далеко не во всех источниках есть информация о том, что Keef Hartley Band вообще выступали в Вудстоке! Причины случившегося вспоминает Миллер Андерсон. «Помню, я стоял за сценой, и ко мне подошел парень с записной книжкой. Он начал спрашивать, что и как мы играем, когда будут соло. А потом подошел Джонни Джонс, менеджер. «Так, что это вы тут делаете? Извините, без подписанного контракта и аванса — никакой видеосъемки!» Парень начал убеждать его — мол, еще не факт, что запись будет выпущена, но, судя по всему, это будет знаменательное шоу и стоит его запечатлеть. Джонни стоял на своем. Парень молча разорвал бумажку со своими записями и ушел». (Судя по другим описаниям той же сцены, этим парнем был сам Мартин Скорсезе…)
Музыканты поднялись на сцену в субботу 16 августа в 16:45, играли около часа, исполнили шесть песен, в том числе джем, состоящий из четырех частей. Сообщается, что публика приняла команду с воодушевлением. По другим сведениям, артисты несколько стушевались, выступая после великолепного сета Карлоса Сантаны.
Для большинства групп, игравших на этом легендарном фестивале, Вудсток стал важной вехой, после которой коллективы вышли на новый уровень популярности. Увы, из-за упрямства и недалекости менеджмента в судьбе Keef Hartley Band после Вудстока мало что изменилось.
Примерно в это же время полным ходом шла запись нового альбома «The Battle Of North West Six», который был готов уже к концу года, а на прилавках музыкальных магазинов появился в январе 1970-го.
В название это был заложен некий тайный смысл: «NW6» — почтовый индекс лондонской студии Decca, «битва» же развернулась во время записи между Хартли и звукоинженером Дереком Уорнелсом, чьи взгляды на саунд резко расходились с мнением босса.
Состав группы на записи выглядел так: Киф Хартли — ударные, Миллер Андерсон — гитара, вокал, Гэри Тэйн — бас, Генри Лаутер — духовые, скрипка, Джим Джюэлл — саксофон. Кроме них на альбоме представлены в большом количестве «гости»: клавишник Мик Уивер; на одной песне играет Мик Тейлор; обширная духовая секция — Майк Дэвис, Гарри Беккетт, Линн Добсон, Крис Мерсер, Рей Уорлей и Барбара Томпсон. Несколько песен было записано еще с участием Спита Джеймса. Треки можно условно распределить на три группы: классический блюз-рок («Me And My Woman», «Tadpole»), джазово-ориентиро-ванные вещи («Don’t Give Up», «Not Foolish Not Wise») и некое новое звучание, ярко проявившееся на следующей пластинке (собственно, данная категория представлена одной композицией — «Believe In You»). Интересно заметить, что песня «Me And My Woman» перед этим уже была однажды записана с участием Кифа Хартли — в 1967 году в составе John Mayall’s Bluesbreakers. Тогда она представляла собой неторопливый блюз, в собственной же интерпретации Киф предложил публике более драйвовый номер с мощной гитарой и веселой духовой секцией.
- Стр. 2 из 4
- « Предыдущая
- 1
- 2
- 3
- 4
- Следующая »
- Стр: